RED BORDER
Главная | Многое о бас гитаре - Форум Red BoRDER | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: BeLyAk  
Многое о бас гитаре
BeLyAkДата: Вторник, 12.02.2008, 16:41 | Сообщение # 1
Bass guitar
Группа: Модерас
Сообщений: 26
Репутация: 0
Статус: Ево нет
Как выбирать бас гитару

Молодой бас-гитарист приходит в музыкальный магазин, сжимая в руке кровью и потом заработанные денежки. Он собрался купить бас-гитару, и все мысли его только о том, какой кайф он получит от игры на новом инструменте. Вот он идет вдоль прилавка, пытаясь решить, какой инструмент ему больше подходит, а болезнь уже подступает. Его взор становится безжизненным, его ноги делаются ватными, а его ладони начинают потеть. Он только что стал еще одной неподозревающей жертвой "хочуэтоза". Почему? Потому, что выбрал ту же самую модель, что и у его любимого исполнителя. Она идентична во всем: тот же самый цвет ядерного взрыва, та же самая форма в виде черепа стегозавра... даже то же углубление рядом со звукоснимателем, где его кумир оставляет свою верхнюю вставную челюсть, чтобы та не мешала ему пускать слюни во время исполнения баллады. Мальчик ликует. Он хватает бас, оставляя струну "ми" болтаться ненатянутой по грифу, и с криком: "То, что надо!", - бежит к прилавку, выкидывает деньги и мчится прочь.

Двумя месяцами позже болезнь отступает. Он обнаруживает, что опоры Крымского моста дергаются легче, чем струны на его басу, что пары от лако-красочного покрытия вызывают у него головную боль, и что он дважды вывихивал большой палец в этом проклятом углублении. Кроме того, его любимый бог больше не играет, потому что посвятил свою жизнь спасению крабов на Мадагаскаре. Какой сценарий!

Ладно, это было небольшое преувеличение. Но существует еще множество музыкантов, которые не знают, что отличает хороший инструмент от плохого. Может быть Вы один из них, тогда позвольте мне помочь Вам. Суть такова: единственный хороший бас - это тот, который позволяет Вам играть то, что Вы слышите.

Любой опытный музыкант знает это. Сверхъестественные формы корпуса, яркие рок-н-рольные цвета и роскошные переводные картинки не имеют никакого отношения к качеству и играбильности нового баса. Если Вы выбираете бас, который, во-первых, хорошо звучит и неплохо смотрится - во-вторых, то Вы - умный покупатель, который видит дальше упаковки. Качество - это все. Никогда не забывайте, что пока Вы не заботитесь о качестве - я серьезно - Вы занимаетесь показухой. Таких Вы знаете.

Здесь должен был быть конец статьи. Как бы больше нечего добавить по этому поводу, за исключением того, что каждая компания, производящая гитары, хочет, чтобы Вы думали, что ее инструменты превосходят сделанные другими компаниями. В этом нет ничего необычного, и на сегодняшний день доступно много отличных инструментов. Вы, покупатель, находитесь в завидном положении; Вы можете привередничать и выбирать из дюжины различных стилей и особенностей: 4 струны, 5 струн, 6 струн, гриф - две октавы, графитовый гриф, копии старых моделей, пассивная или активная электроника, экзотические породы деревьев, различные звукосниматели, высокие технологии и т.д. Только сначала Вы должны решить, что Вам нужно. А как узнать?

Добро пожаловать на симпозиум по покупке баса. Где этот симпозиум проходит? В идеале, это должно происходить в музыкальном магазине, куда Вы отправляетесь покупать свой инструмент. Я хочу поведать Вам некоторые уловки, к которым Вы можете прибегнуть, как покупатель, и к которым прибегают магазины, в качестве продавцов. На самом деле все не так уж сложно, и я надеюсь, что Вы выйдете отсюда широко осведомленным покупателем.

РОЗНИЧНЫЙ МИР
Сначала небольшая заставка. Цель розничной торговли состоит в том, чтобы получать прибыль; это - американский путь, и здесь все в порядке. Когда Вы заходите в музыкальный магазин, чтобы оценить инструменты на предмет возможной покупки, штат магазина подготовлен, чтобы продать Вам кое-что из их инвентаря. Но продавцы должны стремиться помочь Вам в вопросе выбора лучшего баса, отвечающего Вашим потребностям, не их. Они должны удостовериться, что Вы - удовлетворенный клиент, и что инструмент, который Вы покупаете, будет служить Вам верой и правдой в течение долгого времени. Продавцы должны быть хорошо осведомлены, терпеливы и согласны сделать лишних два шага ради Вас. Они должны знать, как объяснить разные нюансы покупателю, который может и не быть в курсе всего. Печально, но этого часто не происходит.

Когда Вы приходите в магазин либо прицениться, либо сделать покупку, Вы можете столкнуться с продавцом, который не оказывает Вам помощь должным образом. Найдите другого продавца. Это - Ваши деньги, и меньше всего Вам нужен клерк с комплексом звезды. Я спрашивал музыкантов на эту тему, и даже не могу передать, как часто я слышал о непочтительных продавцах и отношении типа: "я продавал гитару Экселю Роузу, а ты кто такой?" Если Вы не находите того, с кем можно нормально разговаривать, попросите пригласить менеджера. Если это не срабатывает - уходите. Должен же быть другой магазин в пределах 50 миль от Вашего дома, который Вас устроит. Поверьте, поездка стоит того, если она поможет Вам найти нужный бас.

Существует и другая сторона дела. Вы, как покупатель, не должны подгонять продавца. Часто магазин полон посетителей, желающих посмотреть несколько гитар. Продавец не может уделить Вам время непосредственно сейчас из-за других клиентов. Терпение! Придет и Ваша очередь. Если Вы хотите просто посмотреть, прицениться, то приходите в магазин за час-два до его закрытия. Таким образом, Вы сможете все оставшееся время ходить и смотреть на выставленные инструменты, не толкая локтями других посетителей. Это также хороший способ разобраться что к чему и посмотреть, что магазин может предложить Вам за те деньги, которыми Вы располагаете.

Теперь непосредственно об изделии. Вот короткая история о том, как сделали бас, доставили его в магазин и выставили на витрину. (Я знаю эту часть довольно хорошо, потому что разрабатывал бас "Palaedium" для Peavey, и всегда поддерживаю связь с их разработчиками гитар). После того, как инструмент изготовлен, компания отправляет готовое изделие дилеру на самолете или грузовике. Инструмент трясется в упаковочной коробке, и некоторые части могут смещаться - например, анкер (подробнее об этом ниже). Кроме того, в дороге инструмент подвергается различным изменениям климатических условий; он мог быть отправлен из жаркой, влажной области, а прибыть туда, где воздух холодный и сухой. Это также может привести некоторые части инструмента к смещению и деформации. Когда бас поступает в магазин, кто-то вынимает его из коробки и ставит на витрину. Иногда, в магазине есть мастерская, где инструмент сначала немного доводят, перед тем как выставить на продажу.

Даже после того, как инструмент подготовлен персоналом магазина к продаже, трудно ожидать, что Вы снимете его со стены, и на нем можно будет играть так, как Вам надо, даже если это очень крутой бас. Почему? Потому, что никакой дилер не может отрегулировать гриф, звукосниматели и струнодержатель на Ваш манер. Они не могут знать Ваши специфические потребности - это невозможно. Так обычно обстоит дело в музыкальной розничной торговле. Поэтому когда компания заявляет, что она делает лучшие бас-гитары в мире, в действительности это нужно понимать так: когда Ваш бас будет доведен точно под Вас, компания полагает, что никакой другой инструмент не подойдет Вам лучше.

Ваша задача, как покупателя, состоит в том, чтобы удостовериться, что бас, который Вы берете в магазине, должным образом отрегулирован. Тогда Вы сможете принять осмысленное решение относительно его покупки. А то получается, как с квартирой, в которой уже после ее покупки Вы изменяете обстановку, сносите стены и переделываете целиком кухню. Вот теперь - отличная квартира. Но это не совсем тот способ, который Вам нужен.

Идеальным местом для подгонки баса под Ваши нужды еще до его покупки является магазин. Продавец должен помочь отрегулировать Ваш потенциальный инструмент согласно Вашим запросам для того, чтобы Вы могли решить, желаете ли Вы его покупать или нет. Вот здесь и начинаются проблемы.

Проблема 1: Вы усложняете жизнь продавцу, который, возможно, и не хочет копаться с Вашим басом.
Проблема 2: у Вас самого появляется масса хлопот; Вы ведь, вероятно, захотите попробовать не один инструмент, чтобы было из чего выбрать, и каждый нужно будет отстроить под Вас.
Проблема 3: Вы рискуете рассердить продавца, если после всего решите не покупать бас.
Если повезет, Вы встретите продавца, который имеет каплю сострадания к клиенту, пытающемуся сделать правильный для себя выбор. Они существуют.

РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЧАСТИ
Сейчас изготавливается намного больше инструментов, чем когда я был ребенком. Тем не менее, при этом внешний вид большинства инструментов не очень отличается от того, что придумал отец электрического баса Лео Фендер, хотя сегодняшние инструменты более сложны в изготовлении. Исходя из этих общих соображений, средний бас на полке магазина может оказаться столь же хорошим инструментом, что и бас за $2,000 и больше. Даже дорогие басы должны быть отрегулированы под Вас. Не дайте себе внушить, что дорогой ценник автоматически означает лучшие возможности для игры, чем у менее дорогой модели.

Как так может быть? Просто существуют три регулируемые части, которые приспосабливаются под Вас, чтобы обеспечить ту игру на бас-гитаре, которая Вам нужна: гриф, струнодержатель и звукосниматели. Это может казаться очевидным для Вас. Хотя здесь нет никакой тайны, я редко сталкивался с бас-гитаристами, которые знают, что эти части должны быть отрегулированы в магазине с помощью продавца, когда вы решаете, действительно ли данный бас Вам подходит. Большинство покупателей бас-гитар этого не делают.

Если Вам нужно, бас можно отстроить так, что щипок струны будет выполняться почти без усилий. У меня есть один старый бас "The Blonde" с низкой постановкой струн, и у людей которые пробуют играть на нем часто получаются щелчки. Жако хотел купить его. Я разработал Peavey "Palaedium", взяв за основу "The Blonde", и он получился с тем же свойством. Джеди Ли играл на моем "Palaedium"'е и не смог с ним справиться. У Стэнли Кларка просто поехала крыша, когда он сидел и наблюдал мое выступление с оркестром Билли Кобама. Это может служить комплиментом тому, как я отстроил свой бас. Гриф, струнодержатель и звукосниматели - все отрегулировано под меня, и именно в этих трех компонентах заложено 90% звука электрического баса. Нет единого звука, правильного для всех, а есть только звук правильный для Вас.

Каждый бас с деревянным грифом имеет анкер, стальной прут внутри грифа, который придает ему жесткость и не дает струнам согнуть его (Графитовый гриф, являясь, безусловно, более прочным, не имеет анкера. Лично я предпочитаю деревянные грифы, потому что с ними можно регулировать щипок по своему усмотрению). Анкер регулируется. Вы должны знать, что правильно отрегулированный гриф не совершенно прямой, хотя может быть очень близок к этому, как мой, например. Гриф обычно имеет небольшой прогиб, чтобы предотвратить дребезг струн о лады (см. рис. 1).

Поворачивая гайку анкера, Вы можете изменять глубину прогиба, и это оказывает влияние на чувствительность баса. Это просто, регулирование анкера позволяет Вам увеличивать или уменьшать высоту струн над ладами и звукоснимателем. В процессе этого может появляться дребезг; это нормально и просто требует дополнительной подстройки анкера. Дребезг может также возникать, если высота ладов различна, тогда одни или несколько ладов потребуют шлифовки. Это не серьезная проблема, и любой квалифицированный мастер может легко ее устранить.

Звукосниматели обычно имеют винты, которыми они крепятся, и эти винты можно регулировать для повышения или понижения высоты звукоснимателей по Вашему усмотрению (см. рис. 2). Вы удивились бы, узнав сколько людей не знают об этом. В большинстве случаев, все что Вам нужно сделать - это взять крестовую отвертку и немного покрутить винты.

Еще раз. Это может совершить удивительное превращение в звучании инструмента, когда Вы дергаете струны над правильно выставленными по высоте звукоснимателями. Если они слишком опущены, выходной сигнал слабый, и Вы будете стремиться дергать струны сильнее, чтобы усилить звук (а это совершенно несовместимо с низким расположением струн над грифом). Если они слишком подняты, магнитные поля могут сталкиваться с вибрацией струн и "душить" звук. Любая из этих ситуаций будет затруднять игру на инструменте. Незначительное регулирование может быстро устранить любую проблему, и если Вы никогда не испытывали ощущение от игры с отрегулированными звукоснимателями, тогда для Вас это будет приятной неожиданностью (R: т. к. низкие (толстые) струны звучат громче высоких (тонких), то и высока разных сторон звукоснимателя при правильной настройке будет различной: больше со стороны высоких струн и меньше - со стороны низких).

Красота в том, что если Вы играете над звукоснимателем, как я, например, это делаю, Вы можете почувствовать эффект "подставки" под своей рукой. Если Вы дергаете струны пальцами напротив звукоснимателя, то можете заметить, что не нужно использовать много физической силы при звукоизвлечении. Ваши руки, таким образом, испытывают меньшее напряжение, и у Вас больше шансов избежать тендинита (не углубляясь в медицинские подробности - воспаление сухожилий. - Прим. перев.) и других проблем. У Вас также появится намного больше контроля над звуком (Предостережение: если Вы слишком ослабите винты, звукосниматели могут выпасть. Конечно это можно исправить).

Струнодержатель также играет не последнюю роль в звучании электрического баса. Большинство седел звукоснимателя сконструировано таким образом, чтобы можно было регулировать их высоту; это часто делается шестигранным ключом (см. рис. 3). Поскольку струны колеблются между верхним порожком и струнодержателем, регулировка седла оказывает влияние на звучание баса.

--------------------------------------------------------------------------------
Интересно, что промышленный выпуск фурнитуры начался с изобретения Гленом Кваном, блюзовым экс-гитаристом/изобретателем/гитарным мастером, басового струнодержателя Leo Quan Badass. В 70-ые Кван опередил других производителей Сан-Франциско, таких как Сеймур Дункан и Билл Бартолини, превративших теперь свой бизнес в процветающую промышленность.
--------------------------------------------------------------------------------

ЧУДЕСНЫЙ БАС
Теперь Вы должны понять, насколько важно отрегулировать бас в магазине. Решение того, что регулировать, начинается с момента, когда Вы берете со стены инструмент. Вы можете почувствовать, что играть неудобно, тогда Вы просите продавца отрегулировать анкер. Если все равно что-то не так, регулировать нужно дальше, возможно - струнодержатель. Это продолжается до тех пор, пока бас не достиг оптимальной для Вас настройки. Только пройдя весь процесс настройки, Вы сможете решить, подходит ли Вам этот инструмент или нет.

Процесс регулировки не должен превышать 15 минут; не так уж трудно повернуть гайку анкера или подрегулировать седла струнодержателя или звукосниматели. Вот... уже совсем другое дело: теперь можно судить о качестве.

Напомню, что Вы регулируете бас, чтобы выяснить, хотите ли Вы покупать его или нет. После той работы, которую Вы и продавец выполнили вместе, регулируя анкер, звукосниматели и струнодержатель, Вы можете решить не покупать бас, по каким-либо причинам. Когда такое случается, закончите все же начатое: решите, подходил ли Вам этот бас после того, как Вы его отстроили.

Помните также, что на басу будут стоять какие-то струны, и они, возможно, будут сделаны из сплава, который Вам не нравится. Это не беда. Если Вы серьезный клиент, купите набор Ваших любимых струн и используйте их на басах, которые выбираете.

Иногда Вам везет. Вы берете бас, и он оказывается чудесным. Он отстроен в точности, как Вам надо. Если на нем удобно играть, и Вам нравится его звук, то забирайте его домой и благодарите судьбу - Вы счастливчик. Но если бас нуждается в некоторой наладке, а продавец не желает помогать Вам, как я упоминал ранее, Вы должны идти в магазин, где с Вами будут обращаться как с достойным клиентом, а не как с "шилом в заднице", которое задает много глупых и ненужных вопросов о звукоснимателях и анкерах, ссылаясь на какого-то Джеффа Берлина с его идиотской статьей.

На этом все. Надеюсь, это было полезным.


Momento mori...
 
BeLyAkДата: Вторник, 12.02.2008, 16:51 | Сообщение # 2
Bass guitar
Группа: Модерас
Сообщений: 26
Репутация: 0
Статус: Ево нет
Как выбирать комбик

Кроме хорошего инструмента необходим хороший усилитель. Следует уделять не меньше внимания усилителю, чем бас-гитаре, т.к. это - второе звено цепочки. Для начинающих я рекомендую combo-amp ("комбик"), т.е. усилок и динамик в одном ящике. Такого зверя удобно переносить, подключать, да и стоят они меньше всех остальных вариантов.

МОЩНОСТЬ. Это очень важно. Если вы планируете рано или поздно играть с акустическими барабанами то вам нужно минимум 100 Watt! Это немало и недёшево, но иначе вас просто не будет слышно. Маленькие "practice amp" комбики обычно плохо звучат и пригодны только для игры одному. Однако, если вы собираетесь только записывать, то можно обойтись и маленьким. Следует отметить, что мощность не соотносится 1:1 с громгостью. Однако большая мощность обычно позволяет иметь более чистый звук на большей громкости. Лучше всего купить настолько мощный усилок, насколько хватит денег.

РАЗМЕР ДИНАМИКА (он же "speaker", он же "driver"). Чем больше размер, тем больше бас! Так говорит физика. Но это не наше дело. Мой выбор - 15". 15-ти дюймовые дают мощный "boomy" бас. Это, кстати, не всем нравится, так что некоторые предпочитают 12". Я не советую брать ничего меньше. Так же очень важно количество динамиков. Конечно многие обходятся одним в комбике , но есть комбики с двумя и более. Один динамик может звучать громче, но 2 и более в любой день недели будут звучать ЛУЧШЕ и полнее, так как увеличивается "присутствие" (presence). Поэтому на сцене многие используют по 4, 8 и более динамиков для баса или гитары.

EQUALIZER. Советую выбирать комбик с мин. 3-мя ручками EQ (Low, Mid, Hi). Ещё лучше - 4: Bass, Low Mid, Hi Mid, Hi или Low, Mid-level, Mid-freq, Hi (this is the best, with Parametric Mids!). Ну а лучше всего - Graphic EQ, но это обычно дорого. Как ни странно, но средние частоты в басе, как и во многих других инструментах, очень важны. Они позволяют инструментам "прорезаться" через прочий "шум". Часто бывает, что бас чувствуется (за счёт вибраций), но не воспринимается ухом, т.е. не слышен "музыкально". Этого следует избегать. Многие комбики, как например мой, имеют "Shape" ручку. Это такой хитрый mid-range control, чтобы подстраивать зук под конкретное помещение.

OUTPUTs. Многие комбики имеют выход "line-out". Это очень полезная вещь для записи или для концертов. Этот выход позволяет взять сигнал (до усилителя) и послать его на запись либо на звукосистему зала (PA). Если в ваших планах выступения и/или запись, то выбирайте комбик с таким выходом. Некоторые из них - 1/4" так же как guitar cable, а другие - XLR, т.е. 3-жилы, он же "balanced out". Balanced выглядит так же, как зад микрофонов. Это лучше, чем 1/4".

CABINET DESIGN. Важно как собран корпус. Различают "closed-back" design, то есть в корпусе нет отверстий. Это хорошо для гитар, но в случае бас-гитары такая конструкция "запирает" низкочастотные вибрации внутри, так что такой комбик может иметь не очень чистый звук. Другой вариант это - "ported" cabinet design. Это значит, что имеются отверстия для выхода воздуха. Это либо круглое отверстие сзади (фазоинвертер), либо прямоугольные или круглые отверстия впереди, снизу или по сторонам динамика. Я предпочитаю "ported", но это дело вкуса.

Будьте готовы потратить $200-300. Если потратите меньше вначале, то, скорее всего, потом потратите больше!

Комбик следует выбирать уже имея ВАШУ бас-гитару в руках и включая ЕЁ в комбик. Советую сравнивать комбики в одном и том же помещении, с ручками на гитаре и комбиках установленных так же, на одинаковой громкости. И следите, чтобы продавец вас не ввёл в заблуждение, манипулируя ручками, особенно EQ! Слишком много средних может звучать "boxy", короче, паршиво. Да, и не стесняйтесь включиться погромче, обратите внимание есть ли искажения на большой громкости. Это особенно полезно при покупке подержанного усилка, т.к. можно нарваться на испорченный динамик или усилитель.

Вот компании которые делают неплохие комбики:

HARTKE-делает довольно дорогие, но очень хорошие комбики с АЛЛЮМИНИЕВЫМИ динамиками. Такие динамики не боятся перегрузок. Я до сих пор играю на Hartke Kickback 15". Стоит он $499. Kickback также бывает 12", но всего на $50 дешевле. Они оба 120 watt. Balanced Line-out XLR. 3-band EQ и Shape. Эти комбики могут играть роль bass-monitora на сцене, т.к. они откидываются на 45 градусов. Это очень полезно для живых концертов. Эти комбики, как и многое, что делает Hartke, - "ported" cabinet design.

SWR делает очень хорошие усилители, их стоит рассмотреть. Хорошая модель: Working Man's 12 и Working Man's 15, они похожи на Hartke Kickback, но кроме того: 1)имеют маленький высокочастотный динамик "tweeter", что очень хорошо для звука, особенно "slap-bass"; 2)Возможность добавить ещё динамик:
сам по себе комбик - 160 Watt, но сли добавить ещё Extension cabinet, то он даст 200 watt.

Также в них имеются Balanced Line-out XLR, tuner out, Input Gain - очень хорошая ручка, контролирует входной сигнал, чтобы не перегрузить электронику и динамик. Эти комбики тоже "ported" cabinet design. Стоят они ~$550.

FENDER делает комбики, но что-то они мне совсем не нравятся. Они имеют "closed back design" и звучат слишком "грязно", но некоторым нравится. PEAVEY, как всегда, король дешёвых инструментов. Можнно купить огромный комбик за не очень дорого, особенно, если подержанный. Говорят, что они и звучат неплохо и не ломаются никогда, но я с ними тоже не очень знаком.
AMPEG имеет очень хорошую репутацию. У меня никогда не было их аппаратуры, Но всё, что я включал в магазинах звучало Очень хорошо. И довольно дорого.

Как всегда, хорошую покупку можно сделать, приобретя использованную аппаратуру, но это стоит делать только если это НАМНОГО дешевле, так как в большинстве случаев вы не будете иметь гарантию. Тогда, если ваш комбик сгорит, то плакали ваши денежки. Опять же, выбирайте хорошую фирму, чтобы иметь хоть "гарантию" надёжности.

Все эти советы, конечно - моё собственное мнение, так что судите сами и потом не жалуйтесь. Выбирать всё равно вам. На ошибках учаться. Этого в музыке не избежать.

Прикрепления: 2965534.jpg (33.2 Kb)


Momento mori...
 
BeLyAkДата: Вторник, 12.02.2008, 20:04 | Сообщение # 3
Bass guitar
Группа: Модерас
Сообщений: 26
Репутация: 0
Статус: Ево нет
Что нужно знать об обработке звука бас гитары

Путь от звукоснимателей до динамиков звук бас-гитары проделывает исключительно в виде электрического сигнала. Даже если просто воткнуть один конец шнура в инструмент, а другой - сразу в усилитель, - этот сигнал успеет многократно измениться, прежде чем его можно будет услышать из динамиков. Многие из этих изменений являются по сути своей искажениями, но некоторые из них создаются специально для того, чтобы придать звуку баса определенные свойства. Их и называют всевозможными словами, типа: эффект, обработка, "примочка", "исказитель", процессор и т. д. Главное, что все они изменяют электрический сигнал, идущий от бас-гитары.

Регулятор уровня сигнала
Простейшим эффектом для бас-гитары является регулятор уровня сигнала (проще говоря, громкости) в виде ручки или педали. Это приспособление способно только уменьшать силу проходящего сигнала, создавая ему сопротивление. Что же это за эффект? - некоторые могут удивиться. Но не надо его недооценивать, ведь с помощью только одного этого регулятора можно не только выставлять нужный уровень громкости, но и изменять динамику звучания инструмента в процессе игры, усиливая или ослабляя чувствительность. Конечно, в первую очередь изменение силы, а также различные приемы звукоизвлечения должны окрашивать звук и придавать ему живость - таково правило для всех струнных инструментов, особенно акустических, не имеющих никаких других регуляторов. Но бас-гитара предназначена для громкой и даже очень громкой игры, и когда мощность современных усилителей может измеряться киловаттами, легкое прикосновение к струнам превращается в раскаты грома. Поэтому заставить ваш бас сначала шептать, а затем рычать на всю мощь, перекрикивая ударные и гитары, может только уровень громкости. Во время саундчека перед выступлением или на репетиции я советую слегка уменьшать регулятор уровня вашей бас-гитары на несколько градусов для того, чтобы иметь некоторый запас по громкости в процессе дальнейшей игры.

Кроме того, простой регулятор уровня может стать "фэйдером", т. е. с его помощью можно сделать медленное затухание инструмента, например, в конце композиции, или создать эффект, имитирующий смычковое звучание виолончели или контрабаса, если сначала медленно увеличивать, а затем быстро убирать уровень сигнала, а если колебания уровня выполнять достаточно быстро (например, при помощи педали), создастся специфический эффект вибрации.
Думаю, что вы замечали наличие у некоторых звуковых устройств двух регуляторов уровня, например: Gain и Master, Input и Output. Они регулируют уровни на входе и выходе цепей обработки или усиления. Повышение уровня входного сигнала (Gain, Input) позволяет обычно добиться наибольшего уровня эффекта (а снижение - наоборот, более чистого звука) и даже при необходимости вызвать перегрузку, при этом результирующий уровень сигнала будет управляться регулятором на выходе (Master, Output), что позволит избежать скачка громкости. Выходной регулятор также помогает уровнять по громкости режимы включенного (например, компрессор или драйв сильно повышают уровень сигнала) и выключенного (bypass) эффекта.
Регуляторы тембра
Регуляторы тембра изменяют преимущественно частотный спектр сигнала бас-гитары. Их можно условно разделить на две группы: пассивные и активные. Пассивные регуляторы тембра являются простыми электрическими фильтрами. Рассчитанные на определенную частоту (резонансная частота или частота среза - измеряется, как и любая частота в Гц), они ослабляют все частоты ниже (фильтр высоких частот) или выше (фильтр низких частот) ее. Основной их недостаток в том, что они не способны "добавить" тембров, а могут только "обрезать" определенную часть частотного спектра. Регулятор "Tone" на пассивной бас-гитаре как раз является таким фильтром низких частот. И хотя на слух кажется, что при его использовании тембр становится более низким, на самом деле он не добавляет низов, а просто вырезает все верхи, в какой-то степени лишая звук бас-гитары яркости.
Активные регуляторы тембра имеют помимо фильтров еще и усилительные цепи, таким образом, обеспечивая как ослабление (-дБ), так и усиление (+дБ) определенных частот среза (Гц). Такие регуляторы называются эквалайзерами, и это, пожалуй, одни из самых полезных элементов в цепи обработки сигнала бас-гитары. Эквалайзеры бывают графическими, параметрическими и квазипараметрическими (полупараметрическими).
Графический эквалайзер представляет собой прибор, в котором весь частотный диапазон разделен на несколько фиксированных полос одинаковой ширины, количество которых в зависимости от сложности и стоимости аппарата может варьировать от 3 до 31 и более, и каждая из которых регулируется по отдельности обычно в пределах +/-15-20 дБ. Таким образом, даже при наличии 5-7 полос можно получить чуть ли не бесконечное количество вариантов тембров. В графических эквалайзерах чаще всего используются ползунковые регуляторы, устанавливаемые один за другим на лицевой панели (если только это не трехполосный регулятор тембра, обычно представленный тремя ручками: "low", "mid" и "high" - просто низкие, средние и высокие), что дает очень наглядное представление об изменении сигнала. Отсюда и название "графический" - похожий на частотно-амплитудный график.
В параметрическом эквалайзере частотный диапазон не разделен на фиксированные полосы. Зато в пределах широкого частотного интервала можно независимо регулировать три параметра: частота центральной полосы (Q), ширина полосы (bandwidth) и усиление/ослабление (boost/cut или level). Таким образом, если графическим эквалайзером удобно выстраивать общий частотный спектр, то при помощи параметрического можно успешно корректировать отдельные частоты или их диапазоны.
Существуют еще различные модификации параметрического эквалайзера, называемые квазипараметрическими или полупараметрическими. Их отличие заключается в отсутствии регуляции какого-либо из параметров, часто это ширина полосы, либо усиление/ослабление (они просто имеют фиксированные значения). Такие эквалайзеры часто встречаются в активных тембр-блоках бас-гитар.
Несмотря на всю простоту эквалайзеров, многие не знают, как ими пользоваться правильно.
Итак, весь частотный диапазон бас-гитары со всеми обертонами ограничен полосой 30-10000 Гц. При этом если взять 22-ладовый пятиструнный бас, то основные частоты нот расположены в пределах от 31 Гц (нижняя открытая струна си) до 349 Гц (верхняя нота фа на струне соль). Таким образом, частоты до 200 Гц отвечают за низкий, мясистый звук, в среднечастотном диапазоне от 200 до 500 Гц располагается энергичный перкуссивный саунд, а звонкость и легкость нужно искать около 1-2,5 кГц. Повышение частот выше 4 кГц чаще всего просто усиливает высокочастотный шум без ощутимого подъема верхов.
Следует не забывать, что усиление какой-либо частоты приводит к увеличению общего уровня сигнала. А это в свою очередь может вызвать перегрузку и искажения или спровоцировать звукооператора на то, чтобы прибрать уровень бас-гитары, к тому же повышение уровня сигнала усиливает различные шумы. Поэтому, когда вы крутите ручки эквалайзера при работе над записью, помните - что ослабление гораздо лучше, чем усиление. Скажем, вы хотите подчеркнуть высокую часть средних частот. Вместо того чтобы поднимать верхи средних, лучше ослабить низы средних частот. Хотите повысить басы? Ослабьте высокие. Не повторяйте частую ошибку неопытных музыкантов, когда они сильно подняв, например, высокие частоты, через некоторое время понимают, что басы стали какими-то хилыми, и также их повышают, затем очередь доходит до средних - в результате все ползунки эквалайзера задраны до максимума, а из готовых вот-вот разорваться динамиков доносится нечленораздельный хрип и рев. Знайте, что даже изменение частоты на несколько дБ сильно сказывается на звуке. Регулируйте частоты понемногу и постепенно. Во время записи, после того как выставлены уровни всех инструментов, эквалайзер вообще не регулируют.
Не всегда бас-гитара, обработанная эквалайзером и хорошо звучащая в отдельности, будет также хорошо звучать вместе с другими инструментами. Несмотря на то, что многие басисты любят выставлять U-образную кривую на своих эквалайзерах, начиная играть в группе, они попадают в ситуацию, когда совершенно себя не слышат - звук бас-гитары просто-напросто сливается с другими инструментами (тем более что многие гитаристы тоже любят вырезать средние частоты). Похожая ситуация - когда бас-гитара сливается с басовым барабаном. В обоих случаях лучше не повышать уровень, а поднять средние частоты для акцентирования бас-гитары.
С помощью параметрического эквалайзера можно легко избавиться от наводок переменного тока электрической сети, узко вырезав частоту 50 Гц.
Иногда во время игры или записи у бас-гитары обнаруживаются этакие "черные дыры", то есть в целом бас звучит хорошо, но при извлечении определенных нот звук как бы пропадает, теряется. Это может происходить из-за противофазного наложения звуковых колебаний определенных частот от разных инструментов или интерференции звуковых волн и их отражений от стен помещения, что приводит к быстрому затуханию звука. Это лечится с помощью параметрического эквалайзера. Уменьшите громкость на усилителе, ширину полосы и усиление поставьте на максимум, и непрерывно играя "темную" ноту, настраивайте регулятор частоты среза - когда вы нащупаете нужную частоту, "темная" нота резко выделится. Останется только уменьшить усиление частоты, чтобы нота звучала с той же громкостью, что и остальные, и ширину полосы, чтобы не акцентировать соседние ноты. Резонирующие частоты - противоположная проблема - можно аналогично вырезать (например, частоту в спектре бас-гитары, заставляющую резонировать пружину малого барабана). Обычно у параметрических эквалайзеров не одна полоса, а две, три или четыре, что спасет от нескольких "темных" или резонирующих нот.
Установив эквалайзер после эффекта (например, такого шумящего как компрессор или драйв), можно убрать нежелательные шумы, а перед ним (в особенности драйвом) - повысить его чувствительность, слегка подняв средние частоты на широком участке (звук будет искажаться при более низком уровне).
Наличие двух эквалайзеров (или стереоэквалайзера) дает возможность еще для нескольких фенечек. Ну, во-первых, создание псевдостереоэффекта - когда сигнал от бас-гитары одновременно подается на входы двух эквалайзеров, настроенных по-разному, а их выходы разводятся по разным каналам. На первом эквалайзере можно усилить одни частоты, тогда как на втором ослабить их на ту же величину, или усилить на одном графическом эквалайзеры все полосы через одну, начиная с первой, а на другом - все полосы, начиная со второй.
Во-вторых, поставив два эквалайзера с разными настройками последовательно, можно получить уже четыре разных звука, включая чистый (bypass) - а это уже очень даже боеспособный арсенал.


Momento mori...

Сообщение отредактировал BeLyAk - Вторник, 12.02.2008, 20:05
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright TOPOC © 2024 Конструктор сайтов - uCoz